Топ-100
Статьи по аудиотехнике Аудиосалона Русский Звук

Винил или цифра: что звучит лучше?

Винил или цифра: что звучит лучше?


Почему винил?

Аудиоконтент стал более доступным, чем когда-либо.

Вы можете мгновенно воспроизвести любую песню с мобильного гаджета, и в связи с этим вдвойне удивительно, что физические аудионосители не повторили судьбу видеокассет.

Но что же такого особенного в этих архаичных виниловых дисках, обладающих столь неповторимым очарованием?

Диаграмма с результатами продаж музыки демонстрирует, что винил в последние годы рос, в то время как продажи компакт-дисков падали.

По данным RIAA, продажи пластинок в 2020 году увеличились почти на 30%! Таким образом, винил может быть и аутсайдер по сравнению со стримингом, однако он опередил CD.

Является ли возрождение винила проявлением наивной потребительской ностальгии или же в его звучании действительно есть волшебные нотки? Что ж, для начала затронем базовые вопросы.

Однако, давайте не будем обманывать себя.

Винил – это отличный музыкальный формат, но мысль о том, что его звучание лучше, чем звучание несжатых цифровых записей сама по себе нелепа.

Суть в том, что они звучат по-разному, только и всего.

В адрес ежегодного чествования виниловых пластинок поступает множество жалоб, связанных с вопросами бизнеса, но это ничто по сравнению с духом дня, который побуждает людей исследовать и покупать новую музыку.

Кроме того, винил более привлекателен как формат, чем MP3 или CD.

Что-то внутри радуется, когда игла опускается на пластинку, или ты рукой проворачиваешь ее для перемотки.

В мире, где на вечеринке кто угодно может поменять плейлист и поставить свою любимую музыку, приятно иметь формат, который не так-то просто подменить.

Однако, давайте не будем обманывать себя.

Винил – это отличный музыкальный формат, но мысль о том, что его звучание лучше, чем звучание несжатых цифровых записей сама по себе нелепа.

Суть в том, что они звучат по-разному, только и всего.

Из истории винила

Начнём не с зари звукозаписи, а с более-менее рассматриваемого периода.

LP, или «долгоиграющая виниловая пластинка», как мы ее знаем, впервые появилась в 1948 году.

Она была разработана Columbia Records и вскоре заменила шеллаковые граммофонные диски со скоростью вращения 78 об/мин.

Этот новый формат позволил значительно улучшить время воспроизведения — до 23 минут на каждую сторону.

По размеру встречаются 7, 10 и 12 дюймовые пластинки.

Чаще всего мы взаимодействуем с 12-дюймовым винилом, так как на нём помещается полноценный альбом, а 7″ используют для выпуска синглов.

Производство винила — это сложный процесс.

Сначала запись необходимо подготовить для этого формата.

Создаётся алюминиевый диск с лаковым покрытием, на которое наносятся звуковые дорожки.

В результате этого процесса создается мастер-запись.

Затем этот мастер подвергается гальваническому покрытию для создания металлического штампа, который затем используют для прессования гранул в знакомую форму диска.

Как видим, процесс не быстрый и трудоемкий.

За один час производства получается всего около 70-80 копий.

Это в некоторой степени объясняет высокую стоимость винила.

Как воспроизводится звук? Пластинка кладется на проигрыватель, а игла с алмазным наконечником помещается на край диска.

Когда он начинает вращаться, игла проходит по канавкам и улавливает вибрации, которые затем преобразуются в электрические сигналы.

Этот сигнал подаётся в усилитель, а затем выводится через акустическую систему в виде звука.

Из истории цифрового аудио

О том, что из себя представляет цифровой звук, мы рассказывали в материале. Поэтому сразу к формату.

Цифровой носитель был впервые представлен в виде компакт-диска (CD).

Компакт-диски, разработанные совместно Philips и Sony, предназначены для хранения и воспроизведения аудиозаписей.

Первые коммерческие CD были выпущены в Японии в 1982 году.

Сигнал на диске закодирован в виде серии микроскопических ямок и площадок на отражающей поверхности диска (нули и единицы).

Лазер в CD-плеере считывает эти узоры, преобразуя их обратно в звуковой сигнал для воспроизведения.

CD во многом повторяет идею извлечения сигнала с пластинки, но с более продвинутой лазерной технологией.

Преимущества компакт-диска:

  • лёгкость и компактность;
  • устойчивость к износу;
  • способность хранить до 80 минут данных.

Однако у современного пользователя цифровое аудио чаще ассоциируется со стримингом.

Потоковая передача доставляет музыку через сеть в режиме реального времени, передавая пакеты данных, которые декодируются и мгновенно и воспроизводятся на смартфоне, плеере и других устройствах.

Потоковая передача предлагает ряд уровней качества, которые выражаются в скорости передачи данных и сжатии.

Они варьируются от крупноразмерных высококачественных форматов без потерь, таких как FLAC и WAV, до меньших сжатых форматов, таких как MP3.

Чего не может винил?

С точки зрения теории нет никаких причин, по которым винил должен звучать лучше.

При записи музыки на виниловые пластинки (в видеоотлично разъяснены некоторые сложности мастеринга винила) нужно учитывать ряд особенностей, одной из которых является способ кодирования звука, которому нет эквивалента в формате CD.

Также, винил ограничен свойствами материала, но при этом должен воспроизводить весь спектр звуковой волны, не вызывая искажений.

Это условие ограничивает динамический звуковой диапазон – другими словами, диапазон частот, которые вы можете слышать.

Если вы записываете слишком низкие ноты, это будет означать, что на плоскости пластинки поместится запись меньшей длительности.

Если же звуковой тон будет слишком высоким, то возникнут искажения, поскольку создать соответствующую дорожку будет очень тяжело.

Поэтому инженеры при создании мастер-диска для виниловой записи часто обрезаютизлишне высокие или низкие частоты, используя для этого различные методы, каждый из которых влияет на звучание музыки.

Например, простым примером высоких частот на записи являются помехи, возникающие при произношении шипящих согласных, или согласных «с» или «з», которые могут при быстром произношении создавать эффект свиста (например в словах: «zip», «shack», «sap»).

Это создает серьезные проблемы для специалистов, работающих с винилом, поэтому они часто вынуждены устранять избытки высоких частот на записи, делая свистящие звуки менее выраженными в процессе редактирования, или же просить вокалистов произносить проблемные места по-другому в процессе записи.

Методы обработки аудио, устраняющие слишком высокие частоты, широко применяются и для других форматов звукозаписи, но при записи на винил они жизненно необходимы.

Если вы намерены сохранить громкое шипение по каким-либо эстетическим задумкам, и хотите сделать виниловую пластинку с такой записью, то вам не повезло.

Когда же приходится избавляться от высоких частот, перезаписывая вокал, это может сильно повлиять на звучание.

Вокалисты вынуждены исполнять композиции менее «сильно», и как результат – теряется уровень экспрессии.

Что может CD?

Звукооператор за аудиоконсолью микширует звук. Дания, 2011. Фото автора PYMCA/UIG / Getty Images

Поскольку формат CD – это исходный аналоговый аудиосигнал, который подвергся дискретизации, у него есть некоторые ограничения по частоте. Виниловые записи, в теории, сразу кодируют гладкую аудиоволну, CD же измеряет значение аналоговой величины через определенные промежутки времени в различных точках, и, затем, объединяет их.

«Неважно насколько высока частота дискретизации, – как-то писал Элиот Ван Бускирк (Eliot Van Buskirk), сотрудник журнала Wired, – всю информацию, представленную аналоговой записью, закодировать невозможно».

Высказывание Элиота Бускирка в целом правдиво: так работает CD-формат – выбирает множество сэмплов из исходной аудиоволны и выстраивает их последовательно.

Но такая точка зрения ошибочна по двум причинам.

Во-первых, при создании виниловых записей возникают ошибки, из-за которых спрессованная дорожка не получается точной копией аудиоволны, записанной на эталонной пластинке, и не последней причиной этого являются ограничения по частоте.

Правда в том, что CD никак не может точно воссоздать эталонную аудиоволну (в большинстве случаев не может – теорема Найквиста-Шеннона утверждает, что такое возможно), но и виниловая запись не может этого тоже.

Еще важнее то, что громкость сэмплов должна быть достаточной, чтобы создать копию, которую человеческое ухо слышит так, словно это оригинальная запись.

Частота дискретизации у CD-формата составляет 44,1кГц – это означает, что происходит считывание значений эталонной записи 44 100 раз за секунду в диапазоне звуковых частот до 20кГц — это предел слышимости человеческого уха.

Как минимум один эксперимент подтвердил, что слушатели не замечают разницы между записями, в которых есть частоты выше 21кГц и теми, которые таковых не содержат.

Вы можете считать, что способны слышать частоты, не поддерживаемые форматом CD, но, скорее всего, это не так.

Спустя некоторое время, инженеры придумали, как выжать большее из 44,1кГц.

Скотт Мэткалф (Scott Metcalfe), заведующий кафедрой искусства и науки звукозаписи в Институте Пибоди при Университете Джона Хопкинса, объясняет, что инженеры стали использовать «избыточную дискретизацию» при создании цифровых файлов, значение частоты которой гораздо больше 44,1кГц.

Затем запись сжимается обратно до частоты CD-формата.

«Сигнал захватывается на гораздо большей частоте дискретизации, которая затем с помощью математических преобразований приводится к частоте 44,1кГц, – говорит Мэткалф, – это позволяет точнее сохранить записываемую информацию».

Мэткалф рассказал о еще одной проблеме, связанной с поступающей критикой в адрес CD-формата.

Даже если используемый метод звукозаписи поддерживает частоты выше 20кГц, это бесполезно, если у вас нет микрофона, способного записывать такие частоты, и нет такого динамика, который бы их воспроизводил.

У большинства студий нет микрофонов, чувствительных к частотам выше 20кГц, а динамики, их воспроизводящие, встречаются и того реже.

В действительности, большинство аудиосистем оснащены фильтрами низких частот, которые обрезают все частоты выше указанной.

Факт состоит в том, что CD-формат способен создать еще более точную копию звуковой волны, чем винил.
За что же люди любят винил?

Энтузиасты быстро просматривают коробки с виниловыми записями в день открытия ежегодной ярмарки звукозаписи, проводимой некоммерческой радиостанцией WFMU из города Джерси (22 ноября 2013, Нью-Йорк). Фото Спенсера Платта (Spencer Platt) / Getty Images

Возможно, самым замечательным в звучании винила является именно то, что пластинки изменяют звучание оригинальных записей.

Множество фанатов говорят о «теплом» звучании винила, в особенности в области низких частот.

Но, как выразился Марк Ричардсон (Mark Richardson), журналист электронного издания Pitchfork: «Тот «теплый» звук, который множество людей ассоциируют с виниловыми пластинками, может быть описан просто как неаккуратно записанный бас».

Сложности при точном воспроизведении баса на виниловой пластинке связаны с тем, что канавки не должны быть слишком большими, поэтому инженеры вынуждены проделывать множество сложных операций для изменения звучания баса, чтобы пластинка звучала нормально, что, по всей видимости, пришлось массам по вкусу.

Так называемая «теплота» также является эффектом, возникающим из-за дефектов проигрывателей.

Стэнли Липшиц из Университета Ватерлоо как-то объяснил журналу Popular Science, что звук динамика и колебания высоты иглы могут вызывать вибрации в звучании записи, которые иголка считывает и воспроизводит как, якобы, «теплый» звук.

Считается ли неправильным любить этот «теплый» звук? Разумеется, нет! Было бы нелепо судить об этом как об истинно правильной оценке эстетического вкуса.

Это как упрекать расстроенные струны за то, что они «не соответствуют» звуку настроенной гитары.

Искажения звука могут быть прекрасны, и нет ничего плохого в том, чтобы любить их.

Но также важно упомянуть, что именно из-за этого «теплого» звучания виниловые записи отличаются от звука, записанного музыкантами на студии.

«Как инженер звукозаписи, могу сказать, что при работе с цифровыми форматами ты получаешь ровно то, что изначально планировал, – объясняет Мэткалф. – Но когда работаешь с аналоговым звуком, результат может отличаться от первоначальных установок».

Должен ли я перестать слушать винил?

Нет! Ради всего святого, нет.

Каждый формат имеет свой определенный шарм, и все их различия в качестве чаще всего перекрываются качеством звукозаписывающей аппаратуры, устройств воспроизведения и подходом к звукозаписи.

Но если вы коллекционируете пластинки, вам не следует постоянно твердить своим друзьям о том, насколько чище звучит винил.

Во-первых – это абсолютно свинское поведение, но важнее то, что это ложь. Цифровые записи гораздо точнее воспроизводят звуковую волну.

Это не единственная мысль, над которой стоит задуматься, но она показывает всю несостоятельность аргументов некоторых приверженцев винила.

Как работают проигрыватели винила и цифровые аудиоплееры?

Независимо от того, каким будет в итоге аудионоситель, первым делом необходимо сделать саму запись.

Звуковые сигналы записывают с помощью микрофонов или непосредственно с электронных музыкальных инструментов, после чего они микшируются (сводятся) и подвергаются мастерингу (подробнее об этом процессе чуть позже).

Для изготовления виниловой пластинки готовая аудиозапись передаётся на рекордер, который нарезает дорожки на специальном лаковом диске.

Звуковые волны диктуют форму канавок, которые собственно и нарезает станок.

Затем этот лакированный диск покрывается металлом для создания металлического слепка («мастера»), который далее используется для создания «штампа» (негативной версии «мастера»).

Штамп устанавливается в гидравлический пресс и оставляет оттиск на виниловой заготовке, в результате чего и получаются привычные нам пластинки.

Во время воспроизведения пластинки игла (стилус) проигрывателя следует за дорожкой записи и генерирует сигнал с помощью крошечного электромагнитного устройства, называемого картриджем.

Он может быть выполнен по технологии подвижного магнита (Moving Magnet, ММ), либо подвижной катушки (Moving Coil, MC).

После прохождения через фонокорректор и усилитель, генерируемый электрический ток приводит в движение динамики, которые воспроизводят записанный звук.

У винила есть ряд физических ограничений. Если частота записанного звука низкая, а амплитуда (громкость) слишком высокая, игла склонна выскакивать из дорожки, что провоцирует пропуски воспроизведения.

Учитывая данный факт, звукоинженеры применяют специальные техники микширования перед записью музыки на пластинки — с целью предотвратить пропуски и ошибки трекинга.

Одно из распространённых решений — панорамирование баса в центре стереомикса.

В случае с высокими частотами всё также непросто: в вытравленной на пластинке дорожке имеется несметное множество микроскопических изгибов — таким образом, игла должна следовать очень небольшим перепадам, которые не всегда возможно передать точно.

В результате, может появиться неприятный шипящий призвук при воспроизведении сибилянтов и других высокочастотных звуков.

А теперь сравним это с цифровыми форматами, где записанные аудиосигналы передаются через аналого-цифровой преобразователь (АЦП) в компьютер и хранятся в виде последовательности единиц и нулей.

Разрешение преобразования зависит от частоты дискретизации и битности. Например, аудиозапись на CD имеет частоту дискретизации 44,1 кГц.

Это означает, что звук дискретизируется 44100 раз в секунду, и на каждую выборку записывается 16 бит данных.

Воспроизведение в таком случае включает в себя считывание закодированных в цифровом виде данных и их обработку в цифро-аналоговом преобразователе (ЦАП), с последующей передачей усиленного сигнала на наушники или колонки.

Теперь, когда у нас есть базовое понимание того, как работают оба формата, сравним их и попробуем определить победителя.

Чем отличается качество звучания винила и «цифры»?

Для начала, определим основные понятия: под «винилом» подразумеваем новую, хорошо записанную пластинку, воспроизводимую с использованием лучшего доступного оборудования.

Когда же мы говорим «цифровой», подразумеваем компакт-диск или 16 бит/44.1 кГц файл без потерь (lossless), также воспроизводимый с использованием лучшего доступного оборудования.

Очевидно, что существуют и более продвинутые форматы цифрового аудио, однако файлы 16/44.1 более широко используются для тиражирования в коммерческих целях.

Будем держать в уме, что увеличение частоты дискретизации или битовой глубины дополнительно улучшит характеристики цифрового звука.

Частотная характеристика и искажения

Виниловые пластинки способны охватить весь частотный диапазон человеческого слуха и даже больше: значения простираются примерно от 7 Гц до 50 кГц, в зависимости от используемого оборудования и применяемых фильтров низких частот.

Вместе с тем, не всё так однозначно, ведь характеристики могут варьироваться даже у одной и той же пластинки: по мере того как игла проигрывателя перемещается от наружного края к центру записи и условная окружность становится меньше, улавливать и воспроизводить тончайшие высокочастотные детали становится всё сложнее.

Условная точка, в которой «тёплые и ламповые» искажения становятся раздражающими, отличается для разных слушателей.

В случае с винилом суммарные гармонические искажения (THD) могут варьироваться от 0,4 % до 3%.

При этом у ЦАП эти значения обычно не превышают 0,001%.

При воспроизведении записей на плохо настроенном виниловом проигрывателе внутренние дорожки будут производить наиболее выраженные искажения.

Частотная характеристика представляет собой способность носителя или файла точно воспроизводить широкий диапазон частот.

Отметим, что человек слышит в границах 20 Гц – 20 кГц, но это в идеальных условиях.

Возраст «срезает» верхние частоты. Да и низ мы скорее чувствуем, а не слышим.

  • Ход винила. Посчитать частотный диапазон этого формата не так просто, учитывая ограничения материала носителя и звукоснимателя. Условно обозначим его в границах 20 Гц – 20 кГц, но с множеством оговорок. Например, пластинка может «прыгнуть» и на 50 кГц, но при этом будет колоссальный спад по громкости больше чем на 20 дБ. Экстремально высокие частоты, как и экстремально низкие, сопряжены со своими уникальными проблемами для LP. Информация с частотой выше 20 кГц может перегреть головку звукоснимателя, что приведет к появлению шума и искажений. Винил может воспроизводить глубокий и мощный бас. Однако чрезвычайно низкие частоты (все, что ниже 40 Гц) могут заставить иглу проигрывателя отклониться настолько далеко в сторону, что она попадет в соседнюю канавку.
  • Ход «цифры». Даже CD предлагает верхнюю границу на 44.1 кГц, не говоря о Hi-Res Audio. Условно скажем, что файлы, не скованные возможностями формата, способны играть от 0 Гц до таких значений, которые позволяет частота дискретизации, например, в 768 кГц. Сумасшедшие показатели! Но есть свои «болезни», такие как псевдонимы и сглаживание — эти факторы ограничивают столь огромные возможности «цифры». Мы оставим их за рамками статьи, так как вопрос многослойный. Чаще всего диапазон ограничивается возможностями аппаратуры, прежде всего ЦАП-ом.

Результат: частотный диапазон цифрового аудио шире, но он сталкивается с ошибками, которых нет в случае с аналоговым носителем.

Второй, в свою очередь, сталкивается с ограничениями возможностей материалов, особенно когда речь идет о низких частотах.

Динамический диапазон

Цифровые файлы (16/44100) обеспечивают более 90 дБ разницы между самыми громкими и самыми тихими звуками, по сравнению с динамическим диапазоном винила, который составляет порядка 70 дБ.

Таким образом, динамический диапазон цифровых файлов значительно выше, чем у записей на виниле.

В музыке мы используем слово «динамика» для описания громкости.

Точнее говоря, динамика представляет собой разницу между самыми тихими и самыми громкими частями трека.

Для справки: максимальный динамический диапазон, который может воспринимать человек с нормальным слухом, составляет от 120 до 130 дБ.

  • Ход винила. Его типичный динамический диапазон около 70 дБ, в зависимости от оборудования, используемого для записи и производства. При этом носитель дотягивается и до 75 дБ. Как ни странно, динамический диапазон подвержен «моде». Например, возьмём альбом Super Trouper. Посмотрите, как меняется динамика в зависимости от времени релиза. У первого пресса он больше, чем у выпущенного в 2005 году. Погоня за громкостью часто «убивает» динамический диапазон с помощью сжатия, подтягивая тихие звуки к громким.

  • Ход «цифры». Ей по силам воспроизводить звуки в динамическом диапазоне до 96 дБ. Даже самые тонкие и тихие элементы не затеряются в музыке. На этом можно было бы поставить точку. Однако «гонка за громкостью» в аудио портит картину. В производстве музыки усиливается тенденция, когда песни чрезмерно компрессируют (сжимают) для достижения максимальной громкости. Эта практика направлена ​​на то, чтобы треки звучали громче на фоне других, но, в свою очередь, в жертву положен динамический диапазон и качество. Последние годы эта мода пошла на спад, что радует.
Результат: Из-за присущих винилу ограничений по громкости этот формат в значительной степени невосприимчив к последствиям «войны за громкость».

Поэтому записи, мастеринг которых сделан для винила, часто имеют большую динамику.

Это может объяснить, почему некоторые люди считают, что треки на LP имеют больше жизни и души.

Разделение каналов

Разделение каналов и перекрестные помехи являются мерой того, насколько сильно сигнал одного канала просачивается в другой.

Например, мы можем слегка слышать из левого канала сигнал правого, если уровень разделения слишком низкий. Он выражается в дБ.

Разделение между левым и правым каналами на виниле составляет 30 дБ, по сравнению с цифровыми файлами, у которых оно превышает 90 дБ.

Это дает винилу гораздо более ограниченную сцену по сравнению с «цифрой».

Результат однозначно в пользу последней.

Уровень искажений

Недостаток, который превращается в преимущество для винила.

Удивительно, но нашему слуху по душе гармонические искажения, которые есть у аналогового носителя.

На уровень шума и искажений влияет много факторов: пыль, вибрации мотора и других компонентов.

Один из главных показателей — отношение сигнал/шум.

Он является мерой силы полезного сигнала относительно фонового шума (нежелательного сигнала).

Сигнал/шум у винила - На уровне 40 дБ

Сигнал/шум у цифровых источников - Более 90 дБ

Уровень искажений также меняется от края пластинки к её центру.

Результат: по уровню искажений LP не сопоставим с цифровыми источниками. Но при этом цифровые искажения воспринимаются слухом отрицательно, а аналоговые — как «теплота» и «мягкость».

Механический шум и поверхностный шум

Проигрыватели винила генерируют низкочастотный шум, называемый «рокотом», зачастую исходящий от подшипников в приводном механизме.

Даже в случае с высококлассными вертушками, рокот может быть вызван деформированными пластинками, и это становится серьезной проблемой при воспроизведении записей на аудиосистемах с хорошими низкочастотными характеристиками.

И даже когда рокот незаметен на слух, он может провоцировать интермодуляционные искажения, взаимодействуя с другими звуковыми частотами.

Вдобавок, частицы пыли, попадающие на пластинку, могут вызвать посторонние звуки при воспроизведении.

Причём со временем игла может вдавливать пыль в винил, а значит, треск и хлопки вполне могут укорениться в пластинке.

Цифровые файлы и компакт-диски лишены этих проблем, поскольку они считываются световыми лучами и подвергаются коррекции ошибок.

Неравномерность скорости

Проигрыватель может вносить небольшие изменения в скорость воспроизведения, известные как детонация («wow and flutter»).

У хорошего проигрывателя винила отклонение скорости составляет менее 0,05%.

Однако стоит учитывать, что неравномерность может присутствовать и в исходной записи — вследствие несовершенства аналоговых студийных устройств.

Поскольку в цифровых системах используется прецизионная синхронизация времени и буферы данных, такие записи не подвержены детонации.

Таким образом, хороший проигрыватель винила может обеспечить очень достойные характеристики, но, при сравнении с базовыми параметрами компакт-диска, разница очевидна: цифровой формат более точен и стабилен.

Что же такого особенного в аналоговом звуке?

У винила имеются некоторые недостатки, связанные с техническими характеристиками, однако далёкие от идеала параметры совершенно не означают, что формат уже отжил своё: некоторым слушателям очень даже нравится несовершенный звук.

Цифровое аудио, напротив, порой критиковали за «холодность» и отсутствие «тепла» аналоговых систем.

Правда, такое мышление не слишком хорошо согласуется с тем, как нынче создаётся музыка.

В наши дни записи редко производятся с использованием только аналогового оборудования.

К примеру, альбом может быть записан на магнитную ленту, а затем загружен в цифровой аудиоредактор (DAW) для последующего микширования и мастеринга.

Другой релиз может быть полностью записан и смикширован в цифровом виде, после чего мастеринг осуществляется с использованием аналогового оборудования.

Преимущества винила

Пункт, в котором не обойтись сухими измерениями. Помимо «тёплого» звучания, назовем ряд других преимуществ LP.

  • Прослушивание пластинок — это захватывающий опыт. Ностальгию, которую вы испытываете, кладя винил на опорный диск и опуская иглу, просто невозможно повторить. Настоящее тактильное ощущение музыки.

  • Визуальный образ. Пользователь видит концепцию альбома целиком: от обложки до разворота конверта и постера внутри. Миниатюра на экране смартфона с этим не сравнится.
  • Коллекционирование — это увлекательный процесс. О том, как начать коллекционировать пластинки, мы рассказали в материале.
  • Записи как инвестиция. Хотя покупка пластинок, особенно новых, может быть дорогостоящим делом, стоимость многих со временем может вырасти.
  • Когда вы покупаете пластинку, вы являетесь владельцем физической копии альбома. Это дает вам больше контроля над музыкальной коллекцией по сравнению с потоковой передачей. Сервисы приходят и уходят, а винил — «вечен».

Преимущества цифрового звука

Назовем преимущества, помимо технических характеристик.

  • Удобство. Файлы легко сохраняются на различных устройствах, что позволяет носить всю музыкальную библиотеку с собой. А стриминг позволяет хранить её в приложении.
  • Стриминговые платформы предоставляют доступ к огромному и разнообразному каталогу произведений со всего мира, предлагая бесконечный выбор жанров.

  • Стриминговые сервисы и поисковые системы предоставляют алгоритмы, которые помогают найти новую музыку. Рекомендации персонализированы и основаны на ваших привычках прослушивания и вкусах.
  • Оно легко интегрируется с современными девайсами, включая смартфоны, планшеты, умные колонки и автомобильные аудиосистемы.
  • В отличие от больших коллекций пластинок, цифровое аудио устраняет необходимость в физическом пространстве для хранения.

Как мастеринг влияет на звучание записей

Хоть у него и нет измеримых преимуществ в качестве звука, у винила есть некоторые ощутимые на слух достоинства — в случае, если исходный материал подвергся хорошему мастерингу.

Мастеринг — это процесс, с помощью которого готовится финальный микс для записи на звуковой носитель.

Он позволяет достичь на альбоме согласованности уровней, сформировать общий характер звучания и необходимые промежутки между треками.

«Война громкостей» и качество звука

В последние несколько десятилетий, в связи с преодолением ограничений, характерных для аналоговых носителей и распространением оцифрованной музыки, композиции становились всё более громкими.

Заметный сдвиг произошел в середине 90-х годов, когда артисты и лейблы стремились к тому, чтобы их треки выделялись, основываясь на простой идее «громче — значит лучше».

На практике это было достигнуто за счет чрезмерного использования компрессии (сжатия динамического диапазона) и лимитеров на этапе мастеринга.

Таким образом, амплитуда звуковых волн уменьшается, тихие отрезки песни становятся громче, снижается динамический диапазон композиции.

Средний уровень аудиосигнала повышается, при пиковых значениях около 0 dBFS — максимальном уровне для цифровых носителей.

В результате, подавляющее большинство коммерческих музыкальных релизов оказались втянутыми в беспощадную «войну громкостей», чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекательными для слушателей.

Широкое использование компрессии и лимитеров привело к заметной потере деталей и нюансов в аудиозаписях, что спровоцировало волну критики со стороны видных звукоинженеров.

Некоторые аудиофилы предпочитают винил именно по этой причине: процесс мастеринга для пластинок, как правило, невосприимчив к эффектам и последствиям «войны громкостей», а значит, правильная динамика остаётся практически нетронутой.

Имеет ли смысл сравнивать аналог и цифру?

Сам по себе формат не гарантирует качества: вы можете слушать самую искусно записанную виниловую пластинку в мире, однако это не играет особой роли, если вы воспроизводите её через портативный проигрыватель со встроенными динамиками.

Аналогичным образом, у вас может быть доступ к первоклассным несжатым аудиофайлам, однако это не имеет большого смысла, если вы слушаете их через динамики ноутбука или Bluetooth соединение.

Люди любят винил за уникальный опыт; многим просто нравится стирать пыль с пластинки, ставить её на проигрыватель и опускать иглу, вместо того, чтобы скроллить и нажимать на экран.

К тому же, человек с большей вероятностью будет вовлечён в процесс прослушивания, что способствует восприятию альбома как цельного произведения.

Вдобавок, пластинки — это просто хороший предмет для коллекционирования, даже если они просто стоят на полке.

Но самое главное — это поддержка ваших любимых артистов.

Независимо от того, предпочитаете ли вы слушать компакт-диски, MP3, FLAC, винил или аудиокассеты, в идеале всё сводится к осознанию того, что ваши с трудом заработанные деньги способствуют созданию отличного контента.

Несмотря на то, что цифровые файлы по измеримым параметрам явно превосходят пластинки, многим нравятся особенности винила, и это вполне объяснимо.

Современные реалии таковы, что аналоговый звук больше ценится за его несовершенство, чем за точность.

Консенсус

Те, кто выступает за цифровые технологии, согласны с их удобством как музыкального носителя.

Формат позволяет легко хранить тысячи альбомов, которые можно взять с собой куда угодно.

Он также не требует ухода и особых условий хранения.

Между тем, любители винила сходятся во мнении, что этот проверенный временем носитель больше ориентирован на впечатления.

Речь идет об осознанном прослушивании музыки и о наслаждении ритуалом. И, конечно, это не бинарный выбор.

Для многих идеальным решением является использование обоих форматов в зависимости от потребностей.

Несмотря на противоречивые мнения, многие ценители утверждают, что оба носителя в целом являются хорошими источниками.

Ни один из них не безупречен, когда дело касается качества звука. Некоторые альбомы будут хорошо звучать в цифровом формате, а другие лучше на виниле.

Это также зависит от того, насколько хорошо альбом записан и сведен в студии, а также от качества аппаратуры.