Источники (авторы): информация с сайта anufriew.ру
Тонкомпенсация — что это, включать или нет?
Частота и давление
Человеческое ухо настроено на звуки разных частот, имеющих одинаковое звуковое давление, которые воспринимаются (конечно же, субъективно) звуками разной громкости.
Лучше всего слух воспринимает частоту примерно в три килогерца, и чувствительность эта падает, если частоты становятся более трёх или менее трёх килогерц, когда падает звуковое давление.
Этот эффект можно возместить, и любой знаток звукоусилительной аппаратуры знает, что это — тонкомпенсация.
На уровне давления звука в 90-92 децибела при записи музыки выставляется нужный тональный баланс.
Далее, уже при прослушивании в любых других условиях, при меньшем давлении слух ощутит недостаток частот — высоких и низких, а потому понадобится тонкомпенсация.
Что это, конечно же, субъективное ощущение, все знают, однако этот недостаток организм всё-таки требует устранить.
А компенсируется данный эффект изменением частотных характеристик, как правило, соответственно кривым равной громкости (Флетчер-Менсон).
И именно так должна быть осуществлена тонкомпенсация, что это умиротворило бы слуховые ощущения, а прослушивание прошло с комфортом.
Тонкомпенсация
Среди многочисленных органов управления на передней панели современных усилителей и AV-ресиверов, в состав которых входит многоканальный усилитель, часто присутствует кнопка или — реже вращающаяся ручка с названием LOUDNESS (“тонкомпенсация”).
Теоретической основой необходимости схемы, осуществляющей эту регулировку, являются так называемые кривые равной громкости, которые приняты в качестве международного стандарта.
Эти зависимости были получены на основании исследования особенностей слуха человека и представляют некую усредненную зависимость, так как в качестве испытуемых привлекались люди c нормальным слухом в возрасте от 18 до 25 лет.
Незначительные отличия имеются как индивидуальные, так и по возрастному, половому и расовому признакам.
Суть этой зависимости сводится к тому, что слух человека имеет неодинаковую чувствительность к звукам разной частоты, которые по объективным измерениям имеют одно и то же звуковое давление.
Самые тихие звуки человеческое ухо способно улавливать на частотах около 3 кГц, а с повышением или понижением частоты чувствительность падает.
И если максимальная разница чувствительности при низких уровнях громкости составляет более 70 дБ, то с повышением интенсивности звука она уменьшается, и при достижении уровня болевого порога (это около 120 дБ) разница только чуть больше 20 дБ.
Так чем же управляет в усилителе тонкомпенсация? Одной из основных задач звукорежиссера во время записи является установка тонального баланса при определенном среднем уровне громкости прослушивания, который обычно соответствует стандартному уровню звукового давления 90–92 дБ.
Другими словами, звукорежиссер изменяет некоторым образом частотную характеристику так, чтобы воспроизведение при указанной громкости оценивалось слушателем как естественное.
Если у вас дома громкость будет меньше, а характеристика усилителя установлена линейной, то субъективно будут ощущаться недостаток высоких и низких частот.
Именно для устранения этого недостатка и предназначена схема тонкомпенсации.
В совсем древние времена монопольного существования только ламповых схем, еще до появления высококачественных источников программы и соответствующих им по качеству усилителей и акустики, было достаточно регулировать только низкие частоты.
Так появился регулятор тембра низких частот. Впоследствии, с расширением диапазона частот, был добавлен регулятор и по высоким частотам.
Однако характеристики стандартных схем регуляторов тембров не вполне соответствуют требованиям для исправления характеристики с точки зрения тонкомпенсации, и поэтому потребовался еще один специально для нее.
Глядя на кривые равной громкости, можно было бы предположить, что требуемый подъем на низких и высоких может составлять до 15-20 дБ.
Но если принять во внимание сказанное относительно установки тонального баланса звукорежиссером, то нужно говорить только о разности в частотной характеристике, и в этом случае подъем должен быть уже значительно меньше: 3–5 дБ.
На самом деле, если бы прослушивание в домашних условиях проводилось всегда при уровне, для которого и сделал свою работу звукорежиссер, то необходимость в тонкомпенсации отпала бы.
Некоторые фирмы ориентируются на это и какой-либо тонкомпенсации в своих усилителях не предусматривают.
А в режиме прямого тракта, который предполагает достижение минимальных отличий от оригинального замысла звукорежиссера, во всех усилителях, как правило, отключаются не только регуляторы тембра и баланса, но и тонкомпенсация.
Но тут возникают проблемы с неодинаковым уровнем выходного сигнала различных устройств.
Например, вы при прослушивании CD-проигрывателя выставили необходимый уровень на усилителе, а впоследствии при воспроизведении с магнитофона фонограммы уровень приходится выставлять уже другой.
В таких условиях можно предложить два выхода.
Или иметь два регулятора уровня, линейный и тонкомпенсированный, или возможность регулировать чувствительность по каждому входу.
Кое-кто, может быть, вспомнит, что во времена поступления в нашу страну Hi-Fi-аппаратуры через магазин “Березка” был популярен усилитель известной западно-германской фирмы Uher.
Отличительной особенностью этого аппарата были маленькие ручки регулировки чувствительности по каждому входу, которые располагались прямо по нижней кромке передней панели, что позволяло всегда иметь сигнал с одним и тем же уровнем от всех источников.
В некоторых современных AV-ресиверах подобное согласование уровня можно осуществлять с пульта ДУ.
А в случае более доступной ценовой категории вам необходимо побеспокоиться, чтобы отдельные компоненты (проигрыватель, тюнер и т.д.) имели, кроме фиксированного, еще и регулируемый выход.
Фиксированная тонкомпенсация, которая включается кнопкой, рассчитана на определенное положение регулятора громкости.
Если регулятор имеет шкалу, то этому положению соответствует отметка –30 дБ.
Иногда это ограничение создает непреодолимые трудности, и тонокомпенсацию приходится отключать, а компромиссное решение пытаться находить с помощью простых регулировок тембра.
Независимое плавное изменение тонкомпенсации (подобное можно было встретить в моделях Denon, Yamaha и других) позволяет не только всегда установить требуемую громкость, но и получить естественную тональную окраску музыки в широком диапазоне уровней громкости.
Поэтому наличие или отсутствие тонкомпенсации должно всегда, конечно, с учетом условий эксплуатации, приниматься во внимание при выборе усилителя.
Исполнение
Звукоусилительная аппаратура высоких классов имеет регулятор с тонкомпенсацией, то есть её можно осуществить довольно просто.
Регулятор изменяет уровень громкости и одновременно влияет на амплитудную и частотную характеристики тракта усилителя по кривым Флетчера-Менсона.
По желанию пользователя можно как включить тонкомпенсацию, так и выключить, для чего предусмотрена специальная кнопочка.
Самые простые звукоусилительные устройства позволяют регулировать тонкомпенсацию эквалайзером, темброблоком или даже вручную, изменяя амплитудно-частотную характеристику звукового тракта.
Можно использовать регулятор громкости с тонкомпенсацией.
Многие любители аудио именно так и поступают, прислушиваясь к разнообразным мифам, легендам и заблуждениям.
Главная цель — выставить на максимум высокие и низкие частоты, чтобы добиться нравящегося звука, даже если он совсем не такой на носителе, даже если это бренд.
Эти люди знают, как включить тонкомпенсацию и для чего она нужна.
Хорошо, что эквалайзер поддаётся настройкам, и можно довести звучание до того состояния, которое принесёт комфорт звуковым ощущениям.
Настройка звука на ПК
Настраивается звук двумя способами: с помощью специально предназначенных для этого программ или системного средства для работы с аудиоустройствами.
Обратите внимание, что ниже речь пойдет о том, как отрегулировать параметры на встроенных звуковых картах.
Так как в комплекте с дискретными может поставляться собственное программное обеспечение, то и его настройка будет индивидуальной.
Сторонние программы
Программы для настройки звучания широко представлены в сети.
Они делятся на простые «усилители» и более сложные, с множеством функций.
Усилители.
Такой софт позволяет превышать возможные уровни громкости, предусмотренные в параметрах акустической системы.
Некоторые представители также имеют встроенные компрессоры и фильтры, позволяющие снизить помехи в случае чрезмерного усиления и даже несколько повысить качество.
Loudness
Так обозначается функция тонкомпенсации громкости на звукоусилительной аппаратуре.
Что же это за функция и для чего она предназначена, многие любители музыки отвечают одинаково: для яркости звучания (некоторые даже откровенно определяют эту яркость как звук, похожий на букву V, то есть с завышенными крайними частотами — высокими и низкими).
Но это вовсе не так.
Высокая точность звучания — High Fidelity, или просто Hi-Fi — это как раз звук, близкий к оригиналу, соответствующий одному из определённых стандартов.
Есть даже специальная наука под названием психоакустика, которая изучает восприятие звука человеческим слухом.
Процессы, которые происходят в мозге от воздействия на него звуковых волн, очень сложны.
Но настройка тонкомпенсации ему вовсе не нужна.
Изначально человеческий слух был предназначен не для того, чтобы слушать музыку, он был необходим для выживания, для общения с себе подобными и вовсе не снабжён функциями спектроанализатора для измерения параметров тонкомпенсации.
Лучше всего человек воспринимает среднечастотный диапазон, и все ощущения изменений высоты звука вследствии его интенсивности (громкости) существуют только в его голове.
И даже называются такие изменения фантомными частотами, и образуются они только в определённых условиях.
Loudness Equalization — что это такое?
Loudness Equalization — функция выравнивание громкости. Сглаживает перепады звука, может помочь например при просмотре фильма.
Всем знакома частая ситуация, когда люди говорят в фильмах — плохо слышно (тихо), когда едет транспорт то — наоборот слишком громко.
Перевод названия на русский: выравнивание громкости.
Опция Loudness Equalization находится в окне Свойства: Динамики, на вкладке Enhancements (переводится примерно как технологии улучшения звука):
Разберем функции, представленные в окне:
Bass Boost — функция улучшения низких частот. Может значительно улучшить звучание, однако есть один важный момент — при условии что ваша акустика (колонки, наушники) справится с низкими частотами (простыми словами с повышенным бассом). Все мы знаем, когда басса слишком много — динамики издают неприятный хрип.
Virtual Surround — эффект обьемного звучания (может имитировать несколько колонок). Улучшение также зависит от уровня акустики, однако в наушниках он все же более заметный.
Room Correction — настройка звука в соответствии с помещением, в котором вы находитесь. Калибровка выполняется при помощи микрофона, поддерживаются как стерео-колонки так и системы домашнего кинотеатра 5.1. Микрофон нужно разместить там, где пользователь предполагает сидеть. После — активируем мастер настройки, который воспроизводит специальный набор звуков и измеряет расстояние от колонки до микрофона. И так с каждой колонкой.
Также в окне видим кнопки:
Disable all enhancements — отключить все эффекты. На дешевых звуковых чипах Realtek зачастую всякие улучшения будут лишними, так как сам чип бюджетный и рассчитан на базовые возможности звука (например просмотр фильма, слушать радио, общение в Skype).
Restore Defaults — сброс настроек до заводского состояния.
Preview — демонстрация выбранного эффекта. Вы сможете сразу прослушать и сделать вывод — стоит ли применять эффект либо нет.
Кстати в Windows 7 были похожие настройки:
График кривых
Этот эффект лучше всего демонстрируется с помощью графика кривых при равной громкости, который присутствует среди иллюстраций к данной статье, а как это работает, будет рассказано прямо сейчас.
Изображённые на графике кривые характеризуют, как мы воспринимаем одинаковую громкость звучания на разных частотах.
Чем ниже громкость (интенсивность звучания), тем больше «кривеют» линии.
Именно для исправления их кривизны и придумана тонкомпенсация, то есть для того, чтобы подгонять громкость под те значения, которые воспринимаются нами как ровное звучание.
Если слушать музыку на небольшой громкости, неравномерность становится наиболее критичной для восприятия.
А если громкость сигнала становится выше, слух начинает воспринимать различные частоты линейно, и в этом случае теряется всякий смысл такой коррекции.
Yamaha
Одна из самых грамотных реализаций встречается в усилителях Yamaha. Однако владельцы этой аппаратуры не только не всегда знают, зачем включить тонкомпенсацию.
Как включить её, они порой не знают тоже. О предназначении уже было немного сказано.
Теперь о том, где находится тонкомпенсация в усилителе Yamaha.
Она выполнена не как отдельная кнопочка, а как ручка регулировки, с поворотом которой меняется и глубина коррекции вместе с громкостью, которая относительна к выбраной ранее основной ручке.
Такая коррекция точно соответствует кривым на графике.
Звук становится тише ранее выбранного и «кривеет» на графике, однако на слух воспринимается гораздо ровнее.
Получается, что на больших громкостях всякая коррекция отсутствует, а на малых она максимальная.
Только вот среднему потребителю с невоспитанным слухом нужно совсем иное.
Он привык слушать только «кривой» звук, а потому кнопка постоянной коррекции ему необходима.
Самое печальное, что клиент всегда бывает прав, и многие производители потакают своим потребителям.
Итог плачевный — большая часть аппаратуры «в нуле» не звучит.
«Натуральный» звук
Среди профессиональных музыкантов, обладающих абсолютным слухом, много противников такого «улучшения» звука.
Аппаратура хороша только тогда, когда чисто звучит «в нуле», то есть без регулировок. Обязательно возникнет вопрос относительно восприятия звука обычным слухом, который слышит его не таким, каков он есть.
Таких людей большинство, и разве не справедливо всё-таки прибегать к коррекции? Справедливо, но только если громкость малая. На большой не нужна никакая коррекция.
Звучание натуральных инструментов человек тоже вынужден воспринимать с искажением, и сравнивать звук аудиосистем можно единственно с ними.
Верность звучания может оценивать только хорошо натренированный слух. И необходимо уточнить, что студийная аппаратура тонкомпенсации не имеет.
Это по большому счёту обманка. Чувствительность слуха различна к разным частотам, и зависимость эта меняется от изменения звукового давления.
Регулятор громкости
Если уровень громкости небольшой, а звукоусилительная аппаратура не обладает высоким классом, качественного воспроизведения звука можно не ждать.
Высококачественные усилители имеют самые разные схемы для компенсации АЧХ (амплитудно-частотная характеристика), когда при небольшой громкости усиливаются нижние и верхние частоты, выравнивая качество звучания. Здесь очень помогает регулятор громкости с тонкомпенсацией.
Схемы для выполнения такого регулятора довольно просты, дефицитных деталей не требуют, даже настройка какая-либо не нужна.
Здесь проблемы могут возникать другого плана.
Даже идеально спроектированный регулятор с тонкомпенсацией будет давать совпадение кривых компенсации и кривых равной интенсивности звучания при точно определённом коэффициенте передачи тракта сигнала — от источника его до окончательного выхода.
Уровень громкости тембровой балансировки достигается при том же самом положении регулятора с тонкомпенсацией для любого источника.
Тональный баланс нарушается вместе с отклонением этого коэффициента от расчётного.
Ненавижу заблуждения про тонкомпенсацию (loudness)
Задолбали мифами про тонкомпенсацию и советами её отключать. Я объясню.
В мире живых звуков нет ручки «Громкость».
Конечно, можно сесть поближе к оркестру, можно закрыть уши руками перед бездарным певцом или попросить кого-то кричать погромче/потише.
Всё это влияет на то, что мы в быту называем громкостью.
Но одноимённая ручка на магнитоле не делает шёпот криком, не превращает «пиано» в «форте», не отсаживает вас в соседнюю комнату и т.д.
Она в простейшей своей реализации просто снижает звуковое давление во всём спектре. Причём вне зависимости от класса аппаратуры (об этом потом).
Между тем, нам — людям — повезло (или не повезло?) при низком звуковом давлении воспринимать середину слышимого спектра интенсивнее, чем низ и верх.
То есть волна 1000 Гц давлением N паскалей для нас «громче», чем волна 50 Гц тех же N паскалей.
А если паскалей ощутимо поднабросить, то разница будет уже не так очевидна на слух.
Чтобы с паскалями и уж тем более с децибелами из-за этого не мучаться, даже была придумана единица «фон».
Видите там по ссылке красивый график?
На этом графике заметьте, как нижние кривые гораздо сильнее прогибаются, чем верхние.
И вот если вы идеальным микрофоном запишете живой оркестр, а потом дома или в машине воспроизведёте без обработки на идеальной технике, но с меньшим звуковым давлением, то на слух получите недостаточно «прогнутую линию».
Спектральный баланс перекосится, и низы с верхами пропадут.
Я не просто так сказал про идеальную аппаратуру записи и воспроизведения. Можно ещё и про идеальный слух сказать: этому феномену подвержены все люди.
Мы тут со своими ушами за миллионы лет оказались не готовы к простой возможности менять давление одинаково по всему спектру.
Не важно, на динамике смартфона или на супер-пупер-хай-энд-конфигурации с золотыми проводами.
Закономерный выход из ситуации — регулировать громкость с компенсацией этих вот перекосов. Такая компенсация и называется тонкомпенсацией.
На инглише это «loudness» — просто сокращение от equal loudness contour.
Теперь про реализацию этой штуки в различной аппаратуре…
Правильно и абсолютно точно реализовать тонкомпенсацию в технике довольно сложно.
Это опять связано не только со стоимостью аппаратуры, но и с переменными, которые не так просто учесть.
Даже если вы откалибруете свою систему специальными инструментами по всем стандартам, вам рано или поздно попадётся запись, громкость которой запортачена ещё на студии (зачастую специально).
Поэтому надеяться остаётся на приближенную реализацию с возможностью немного её подкрутить.
В современной технике тонкомпенсация, когда она правильно сделана, автоматическая.
Это значит, что с увеличением единиц громкости её влияние постепенно убавляется.
Но в ширпотребе и в старой технике на моём опыте чего только не было: * простой темброблок НЧ/ВЧ в самой дешёвой советской аппаратуре (да-да, это оно — компенсируйте вручную); * НЧ/ВЧ одной ручкой под именем loudness (опять же подстраивайте сами, только одной ручкой); * нормальная кнопка Loudness с неадекватной реализацией (прибавляется только низ или только верх, например) — невозможно пользоваться; * кнопка «тонкомпенсация», которая делает что-нибудь вообще другое (общая компрессия уровня) — этим тоже невозможно пользоваться; * перекошенная или слишком сильная тонкомпенсация — когда несмотря на все прочие калибровки звук превращается в бубнёж.
Удачная тонкомпенсация это когда и на высокой, и на низкой громкости сохраняется одинаковый тембральный баланс. То есть когда ручка «Громкость» меняет громкость в фонах, а не в децибелах.
Устройства и программы с хорошей реализацией ТК надо холить и лелеять, а не игнорировать как «улучшайзер».
Исключение для себя могут сделать люди, слушающие музыку примерно на одном уровне громкости — как звукоинженеры в студии или на концерте, например.
Напоследок процитирую Википедию: «Тонкомпенсация — процесс изменения частотных характеристик звукового сигнала в том случае, когда при прослушивании уровень его звукового давления отличается от стандартного уровня 90‒92 дБ, принятого при записи музыкальных звуковых сигналов.
Отсюда и вывод: отличается — компенсируйте.
Что такое Тонкомпенсация и Кривые Равной Громкости.
И вот инженеры стали искать причины. Придумали различные способы измерения звукового давления. И оказалось, что оно изменяется пропорционально.
Т.е. без искажения АЧХ. Все ровно убывает согласно формулам, и никаких нарушений нет. Но почему же тогда звук меняется?
И тут возникла идея поизучать человека. Начали ставить над ним эксперименты, гоняя проверенные «по приборам» сигналы издаваемые Органом.
И оказалось, что это его уши реагируют по-разному. Это в них АЧХ на разной громкости разная.
Поизучали вопрос дальше, и вывели график кривых равной громкости.
Вывели этот термин как раз после испытаний человека в Органной Среде.
Воторое рождение Тонкомпенсации
Но все стало сложнее, когда стали делать качественную акустику, усилители и магнитофоны с винилом и прочими источниками.
Вдруг оказалось, что рок группа хорошо звучащая на приличной, но не очень кофмортной для повседневных дел громкости, сильно сдает свои позиции при попытке ее убавить.
И тут-то один пронырливый инженер, вычитал в учебнике по музыкальной теории про кривые равной громкости.
История гласит что он не был Инженером-Антиаудиофилом. Ему хватило и ума и смелости, поизучать родственную звуковоспроиводящей электронике науку.
Такое смелое отношение к усилителям и колонкам доступно далеко не всем инженерам. Многие дальше одного учебника по УНЧ нос не суют. А этот сунул.
Мало то, что сунул, так еще и попробовал сделать. Взял тембрблок да пассиком от маФОНа соединил крутилки так чтобы они с некоторым передаточным коэффеициентом крутились.
И о чудо. Музыка и на более низкой громкости звучит полноценно.
Дальше он конечно схему модицифировал. Но схемотехнически там как были цепи тембрлока что на нч, что на вч, так они там и остались.
Это те же же тембры, только крутятся автоматически вместе с ручкой громкости. И ничего более. Но зато теперь громкость убавлять стало приятнее.
Но у всех ли одинаковые уши?
Вот именно. Вопрос как же эти графики реализованы? Проверить просто. Ставим громкость на минимум и следим на столько басовики в колонках двигаются. Если не двигаются значит график реализован частично.
И это логично. Реализация этой функции другая.
Но все таки вернемся к ушам. Если они у всех разные как быть? Можно ли вообще относиться к ушам всех людей как к одинаковым?
Это еще более актуально в вопросах стереопанорамы. Многие Инженеры-Антиаудиоифилы знающие теорию считают, что центральный динамик в Домашнем Кинотеатре даром не нужен.
Что это проделки маркетологов и т.д. Но так или это? Или у разных людей разное восприятие звука по центру? Особенно у детей и взрослых?
Нет, вы меня простите, но с чего вы взяли что там все универсально? Это ведь как пардон размер груди у девушек.
Я чего именно его то приплел? По нему сразу понятно, что у всех все по-разному, и при этом мы мужки очень очень внимательны к этому различию.
А с ушами нам значит пофиг? Так вот там тоже все по разному. Хотите я привлеку ваше внимание к ним ничуть не меньшее, чем к груди?
Все просто! Курс физиогномики гласит, что чем выше уши относительно линии глаз, тем выше интеллект. И есть еще версия, что ракушки ушей это радиаторы процессора, что головным мозгом назван.
Чем крупнее тем процессор мощнее. Т.е. чем крупнее уши и чем выше они над линией глаз тем выше интеллект.
Давайте посмотрим на несколько фоток известных Людей.
Резистор тонкомпенсации
Большая часть таких схем резисторов построена на основе переменных сопротивлений (сопротивление и есть резистор), для которых предусматривались дополнительные отводы.
Недостатком их является то, что применяются только специальные переменные резисторы с тонкомпенсацией небольшой глубины.
Также они обладают определённой нелинейностью и ступенчатостью при воспроизведении верхних и ещё более — низких частот.
Однако эти схемы применяются довольно часто как при изготовлении новой аппаратуры, так и для доработки готовых усилителей, приёмников и магнитол.
Для уверенной работы
Если в устройстве применён обычный регулятор громкости, то есть обычный переменный резистор, с тонкомпенсацией нужно работать отдельно.
Специальная схема включается вместо него, если это сопротивление не было включено в цепь усилительных узлов обратной связи.
Однако при этом обязательно учитывается выходное сопротивление до регулятора громкости в предшествующем каскаде, оно должно быть намного меньше сопротивления резистора.
Также учитывается входное сопротивление следующего каскада, которое обязательно должно быть больше сопротивления резистора.
И чем больше разница сопротивлений, тем обеспеченнее согласование нагрузок, отчего в целом аппаратура работает увереннее.
Для гитаристов
Многие гитаристы замечают при убавлении громкости своего инструмента пропорциональное пропадание в звучании верхних частот.
Особенно сильно заметен этот эффект, когда на гитаре стоят синглы. Вообще-то это, как говорят специалисты, проблемой вовсе не является.
Просто таким образом получается менее перегруженный и более тёмный звук, вполне пригодный для ритм-партии.
Для соло громкость увеличивается, звук лучше прорезается в миксе и вообще становится ярче.
Стоит просто прислушаться к своему инструменту и оставить схему как есть, без каких-либо изменений.
Причинами потерь верхних частот могут являться очень многие. Кабели и вся электроника работают в сумме как фильтр, как резистор тонкомпенсации.
Особенно это видно на низких частотах, поскольку фильтр низких частот работает только до порога, переступив который, он все частоты вообще отрезает.
Поэтому максимальная громкость уводит блокируемые частоты за пределы слышимого диапазона, и если вращать потенциометр (то есть понижать громкость), сопротивление цепи повышается, смещая частоту среза фильтра низких частот в тот диапазон, который мы слышим.
Устранение проблемы
Кабели должны быть высококачественными, низкой ёмкости, которые гораздо меньше влияют на исчезновение верхних частот.
Конечно, здесь есть и некоторые неудобства. Во-первых, такой кабель дорог, во-вторых, он жёсток и тяжёл. Длинный кабель имеет большую ёмкость, чем короткий.
Здесь неудобство в том, что передвижения по сцене будут ограниченными.
Можно компенсировать потери в верхних частотах, если к незаземлённым ножкам резистора припаять конденсатор на вход и выход, тогда в схеме будет фильтр, добавляющий выходному сигналу больше верхних частот.
Ёмкостью конденсатора устанавливается частота, пропускающая сигнал выше порога. И чем больше будет ёмкость, тем ниже порог частоты.
Что делают регуляторы тембра и эквалайзеры?
Не будем снобами, хорошее звучание – это то, которое вам нравится. Черта с два вы будите слушать аудиофильски правильно настроенную аудиосистему, если она не приносит вам удовольствия.
А чтобы была возможность «поддать баску» или, скажем, сделать звук «поярче» (да и, будем справедливы, порой и сами записи требуют какой-нибудь оперативной корректировки), как раз и может пригодиться регулятор тембра.
Если коротко то он позволяет усиливать или ослабевать отдельные области частот, или, как еще говорят, частотные полосы.
Например, с помощью двухполосного регулятора тембра можно усилить, или наоборот, ослабить верхние и нижние частоты.
Если к этому добавить еще и такую же регулировку по средним частотам, то это будет уже трехполосный регулятор тембра.
В общем-то, такого регулятора, как правило, уже достаточно чтобы подстроить звучание по настроению.
А вот если нужна более тонкая настройка (скажем, нужно скомпенсировать особенности салона автомобиля при конкретной инсталляции), то двумя-тремя полосами можно и не обойтись, и тут как нельзя кстати окажется эквалайзер.
Эквалайзеры делятся на два типа – графические и параметрические.
Суть графических эквалайзеров, та же самая, что и у регуляторов тембра, только количество полос регулирования у них больше.
Каждая из них имеет фиксированную центральную частоту.
Например, когда говорят (добавить эквалайзером 63 Гц), то это означает, что эквалайзер на самом деле должен услить некую полосу частот около 63 Гц.
Параметрические эквалайзеры более гибкие в настройках.
Им вполне позволительно иметь и меньшее количество полос, потому как, во-первых, можно менять их центральные частоты, и во-вторых, можно выбирать, насколько широкой будет та или иная полоса (это называется «выбирать добротность» которая обычно обозначается буквой Q).
Тонкомпенсация в компьютере
У персональных компьютеров, мобильных устройств, медиа-плееров и другой подобной техники, причём одинаково под Linux или Windows, линейно работают регуляторы громкости.
Можно закрутить ползунок почти до самого низа и не изменить громкости, зато дальше каждый пиксель заметно её изменяет.
А ведь регулироваться это должно в децибелах. Тонкомпенсации настоящей практически нет нигде.
Всё делается только регулировкой звука. АЧХ корректируется всегда в зависимости от звуковой карты.
Интерфейс взаимодействия API предоставляет, но вот конкретные функции могут и не быть доступными.
Где-то присутствует хороший графический эквалайзер, где-то хотя бы ползунки — подтянуть тембры низких и высоких частот, а где-то и вообще ничего в доступе нет.
И даже там, где есть, конретного совета ни получить, ни подарить нельзя: каждая операционная система диктует своё. У «семёрки» — так, у «десятки» — эдак, а Linux вообще особая статья.
Что такое тонкомпенсация?
Наш слух – штука тонкая и довольно капризная.
Проведите такой эксперимент. Включите хорошо знакомую вам запись на обычном уровне громкости. Запомните, как она звучит.
Теперь начинайте уменьшать громкость. Что замечаете?
В первую очередь неразличимым станут звуки на низких и высоких частотах, а вот средние будут слышны, даже тогда, когда вы выкрутите ручку чуть ли не в самый минимум.
Этот опыт наглядно показывает, что мы слышим разные частотные диапазоны на разной громкости неодинаково.
Но что делать, если мы захотим послушать музыку не очень громко, просто как легкий приятный фон? мириться с тем, что часть звуков (и, кстати, не малая часть) при этом так и останется не услышанной?
Избежать этого эффекта позволяет режим тонкомпенсации (loudness).
Когда он выключен, то регулятор громкости увеличивает или уменьшает уровень сигнала равномерно по всем частотам.
А вот если его включить, то при уменьшении громкости нижние и верхние частоты будут убывать медленнее чем средние.
«Минус» нашего слуха наложится на плюс тонкомпенсации, и мы будем воспринимать такое звучание как равномерное по всему частотному диапазона на любом уровне громкости.
И даже когда музыка будет играть едва слышно, мы все равно будем слышать и бас, и верхние частоты.
Вот такая полезная фишка.
Но реализация тонкомпенсации в автомобильных магнитолах не всегда бывает удачной.
Иногда включение этого режима действует просто как регулятор тембра, задирающий бас и верхние частоты на какое-то фиксированное значение независимо от уровня громкости.
Пользы от такой функции немного.
Так что если есть возможность перед покупкой оценить звучание магнитолы на стенде, то можете обратить внимание на этот нюанс, в последующем он может здорово сказать на прослушивании музыки.